<<
>>

Ломовые извозчики были пролетариями в полном смысле этого слова…

Ломовые извозчики были пролетариями в полном смысле этого слова. И если лихачи, привыкшие угождать своим богатым седокам, возившие подгулявших купцов и "золотую молодежь", увозившие от полиции преступников и получавшие за свою лихость и беспринципность солидные "чаевые", в основном были настроены явно реакционно (не случайно многие вступали в черносотенный "Союз русского народа"), то ломовики принимали участие и в забастовках и в революционном движении.

Они вставали на защиту друг друга и заставляли считаться с собой не только хозяев, но и полицию.

Ломовики существовали долго. Даже когда появилась конка, это не повлияло на них. Конка повлияла на легковых извозчиков, да и то не очень сильно: они продолжали существовать и во времена конки, и даже когда появились трамваи. Но количество их значительно снизилось: все-таки много народа стало пользоваться конками.

А вот грузы, тем более тяжелые и объемные, конки не перевозили. Это продолжали делать ломовики на своих могучих лошадях.

Конка. Известно, что железные дороги появились в конце XVI11 века в Германии, Англии и Франции, а в России — на Алтае. Железные дороги, как заметил Генрих Гейне, "убили пространство". Действительно, сейчас для нас железная дорога — это мчащийся электровоз (паровозы — уже история). Мы вечером садимся в поезд в Москве, а утром уже в Ленинграде. А когда-то такой путь занимал не менее двух недель. Но и электровозы для нас уже слишком медленны. Самолеты, причем такие, которые делают 800 километров в час. И только так. Скорость — девиз нашего времени.

Железные дороги, конечно же, были рождены стремлением к сокращению расстояния, к экономии времени. Но мало кто знает, что в первоначальном смысле железная дорога — это еще не паровоз с вагонами. Это — рельсы и вагоны. А вместо паровоза — лошадь. Да, вот так: и в Англии, и в Германии, и во Франции первые железные дороги были конными.

Даже "царская" железная дорога между Петербургом и Царским Селом, открытая в 1836 году, в течение полутора лет использовала лошадей. Паровики, то есть паровозы, прицеплялись только по праздникам. Но тем не менее паровики относительно скоро вытеснили лошадей с междугородных железных дорог. А вот в городе конно-железная дорога (так официально называлась конка) просуществовала очень долго. "Красиво, легко, чисто, быстро — любо смотреть. Желаем от души успеха этому прекрасному и полезному предприятию" — так писала русская газета "Голос", приветствуя появление конки. Правда, вскоре послышались и другие голоса: "Человек под конкой!", "Еще одна жертва городского транспорта" — такие заголовки стали появляться в газетах вскоре после того, как конки вошли в обиход. А ведь двигались они со скоростью 8—10 километров час! Да и как они могли двигаться быстрее, если довольно большой (величиной со старый двухосный трамвай) вагон тащили две лошади. Правда, лошади были сильными, но ведь и вагон был часто набит до отказа, к тому же имелся и второй этаж — крыша, или "империал", как тогда говорили. Там билеты стоили дешевле. О скорости конки можно судить по тому, что входить в нее и выходить разрешалось на ходу. Ну, конечно, были и остановки — конки же шли по определенному маршруту. В определенных местах, кроме остановок, они еще иногда подолгу ждали встречных: пути, как правило, были одноколейными — с разъездами.

Конная железная дорога — знаменитая "конка".

Система была налажена: кондуктор конки объявлял остановки, звонил в медный колокол, кроме того, у него был специальный тормоз — изогнутый штырь с рукояткою, соединенный с тормозными колодками. Когда штырь поворачивали, колодки прижимались к колесам конки и замедляли ее ход или останавливали вовсе. Это было необходимо — ведь улицы в городах часто были горбатыми, и на спуске вагон мог покатиться под горку. А в горку, наоборот, лошадям часто не хватало сил втащить его. Это тоже предусматривалось: перед подъемом всегда дежурил человек с запасной лошадью — ее пристегивали, она помогала втащить вагон на гору, затем отстегивали, и она "дежурила" внизу — до следующей конки.

<< | >>
Источник: Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Колесницы и всадники. 2010

Еще по теме Ломовые извозчики были пролетариями в полном смысле этого слова…:

  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ЧАЙ»
  2. Происхождение слова "ямщик" до сих пор не ясно…
  3. СМЫСЛ ЖИЗНИ — В ДВИЖЕНИИ
  4. 6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?
  5. САМООЧИЩЕНИЕ ПОЧВЫ, ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ПРОЦЕССА
  6. 10-1** Смысл иерархии. Тезис Короны
  7. ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ГОДА ЖИВОТНЫХ И КАК ЭТОГО ДОСТИГНУТЬ
  8. 9. И острый галльский смысл, и сумрачный германский гений
  9. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Доказательство циркуляции крови по вытекающим из этого учения последствиям
  10. Кто были прямыми предками лошадей?
  11. Кони рыцарей были сильными…
  12. Уланы были не так эффектны, как гусары…
  13. ТАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
  14. Почему первые орудия были каменными
  15. Необходимо, чтобы мутации были редким событием
  16. К этому времени колесницы были усовершенствованы, имелись уже и "гражданские" и "военные"…