Задать вопрос юристу
 <<
>>

Педагогическая работа и подготовка кадров.

Как уже упоминалось выше, официальное открытие кафедры почвоведения относится к 1922 г. Однако подготовка специалистов по профилю «почвоведение» производилось в Московском университете и в дореволюционное время.
Так, например, в начале девятисотых годов Московский университет по этой специальности окончили В. В. Геммерлинг (1905), М. М. Филатов (1903), Е. П. Троицкий (1915) и многие другие. В послереволюционный период, до момента передачи кафедры почвоведения на почвенно-географический факультет (1933), при кафедрах почвоведения и агрохимии готовились специалисты и по почвоведению, и по агрохимии. Все учебнометодические вопросы решались в так называемой предметной комиссии. Защита дипломных работ происходила в торжественной обстановке на заседаниях квалификационной комиссии в Актовом зале университета. Тематика дипломных работ была в основном связана с изучением динамики почвенных процессов и генезиса почв. В 1933 г. был организован почвенно-географический факультет, и почвоведение по неизвестным причинам было присоединено к географическим наукам. В этот период на почвенное отделение вышеуказанного факультета производился прием студентов на две специализации — почвоведение и грунтоведение. Характерной особенностью 1931/32 г. явилась по- ?пытка введения нового метода обучения студентов, так называемого «бригадно-лабораторного метода». Суть этого метода сводилась к тому, что вся проработка материала на семинарах и практических занятиях велась коллективно в бригаде (по 5—6 человек); отвечал за бригаду кто-нибудь один. Экзаменационных оценок не существовало, оценка знаний давалась только в виде зачета. Как показал опыт, эта система подготовки специалистов себя совершенно не оправдала и уже в 1933 г. студенты вновь вернулись к самостоятельной форме обучения; была введена 4-балльная система оценки знаний. Для периода тридцатых годов характерно широкое привлечение студентов всех курсов к участию в экспедиционных работах кафедры и НИИ Почвоведения. Очень часто студент становился участником не только полевых, но и камеральных работ. Никаких официальных курсовых работ в период, предшествующий Великой Отечественной войне, не существовало. На V курсе выполнялась дипломная работа, которая защищалась на заседании кафедры. Во время прохождения 1-й и 2-й производственной практики студент был обязан вести подробный дневник, который подписывался после завершения полевых работ начальником отряда или руководителем экспедиции. По возвращении в Москву каждый студент в обязательном порядке составлял и сдавал на кафедру обстоятельный отчет о прохождении практики (с приложением дневника). Все студенты, за редким исключением, в течение двух полевых сезонов (а иногда и трех) проходили производственную практику по картированию почв в производственных условиях. В период прохождения преддипломной практики допускалось разделение по более узким специализациям (химия почв, физика почв). Ведение педагогического процесса осуществлялось крупными учеными, профессорами — В. В. Геммерлингом, М. М. Филатовым, И. А. Шульгой, А. А. Яриловым, Д. Г. Виленским, Н. А. Качинским, Е. П. Троицким, А. Н. Мазарови- чем, А. В. Костюкевичем и др. К чтению лекций по отдельным дисциплинам и спецкурсам привлекались: академик Д.
Н. Прянишников, академик Б. Б. Полынов, академик В. П. Мосолов, проф. П. А. Некрасов, проф. В. А. Ковда и др. В период 1936—1938 гг. деканом-почвенно-географического факультета и заведующим почвенным отделением был проф. В. В. Геммерлинг. В 1938 г. в связи с реорганизацией почвенно-географического факультета и выделением из него специальностей почвоведения и геологии был организован самостоятельный геолого-почвенный факультет, деканом которого до мая 1939 г. оставался В. В. Геммерлинг, а с мая 1939 по ноябрь 1941 г. проф. Д. Г. Виленский. Несмотря на то что до 1939 г. фактически существовала лишь одна кафедра почвоведения, в учебных планах была предусмотрена возможность подготовки специалистов в плане более узкой специализации. Эта специализация по генезису и географии почв, по физике почв и по химии почв начиналась на IV курсе, а разделение между почвоведами и грунтоведами начиналось с III курса. Разделение с геологами происходило после II курса. В довоенный период на кафедре было подготовлено около 500 специалистов почвоведов. Во время войны ход учебного процесса, в связи с эвакуацией университета, в значительной степени был нарушен, но после реэвакуации университета с 1 сентября 1943 г. начался нормальный трудовой семестр. Беспримерный героизм нашей армии и тружеников тыла позволили в кратчайший срок восстановить нормальную работу большинства учреждений, в том числе и Московского университета. В связи с открытием в 1943 г. ряда новых кафедр (физики и мелиорации почв, химии почв и агрохимии) на почвенном отделении вновь была восстановлена специализация по агрохимии. Прием на почвенное отделение был увеличен до 50 человек. С 1946 г. общий курс почвоведения читался раздельно для почвоведов и агрохимиков (В. В. Геммерлинг и Н. П. Ремезов). Раздельно читался и курс «Методы полевых почвенных исследований» (К. М. Смирнова и Т. И. Евдокимова). Уже в 1945 г. сразу же после окончания войны была сделана попытка введения маршрутной практики по некоторым почвенным зонам (от Москвы на Сталинград—Ростов—Краснодар—Новороссийск). Однако повсеместные разрушения и трудности со снабжением и транспортом не позволили полностью выполнить намеченную программу. В этой практике принимали тогда участие студенты II курса почвенной и грунтоведческой специальности. Через несколько лет эта практика была организационно оформлена, вооружена транспортом и с успехом проводится в течение последних двадцати лет по маршрутам Москва—Крым и Москва—Северный Кавказ. Идея организации данной практики, содержание и руководство принадлежат кафедре почвоведения, хотя в последнее десятилетие к участию в ней привлекаются сотрудники кафедры географии почв и физики и мелиорации почв. В связи с передачей почвенного отделения в 1949 г. на биологический факультет и организацией биолого-почвенного факультета в учебной работе отделения в целом наметились значительные изменения в учебном плане и в содержании программ читаемых курсов. В учебный план были включены такие дисциплины, как экономика и организация сельского хозяйства, механизация сельского хозяйства, обширный курс дарвинизма. В то же время из учебного плана были изъяты почти все геологические дисциплины, а оставшиеся два курса (общей геологии и минералогии) сокращены. Сильно был сокращен курс математики, физики. В программы по почвенным дисциплинам догматически включалось учение В. Р. Вильямса без критического освещения ряда его научных концепций. Однако коллектив преподавателей, в целом, подошел к этому вопросу очень здраво и в лекционном материале научные положения академика Вильямса подвергались анализу и объективному освещению. Некритическое отношение к ряду положений В. Р. Вильямса привело некоторых ученых к ошибочному и безоговорочному восхвалению травопольной системы земледелия. В целом, для развития почвенной науки, переход почвоведения на биологический факультет надо рассматривать как явление положительное. Однако в силу специфики и сложившихся традиций учебный процесс на почвенном отделении проходил и проходит в настоящее время независимо от биологических отделений. Вся учебно-методическая работа, связанная с рассмотрением и созданием новых учебных планов и программ по основным и специальным курсам, а также программ производственных и учебных практик, проводится непосредственно кафедрами и координируется затем учебно-методической комиссией. Окончательное утверждение нового варианта учебного плана является функцией Ученого совета почвенного отделения. В 1953 г. на базе лаборатории почвенной микробиологии была организована кафедра биологии почв и с того же года начата специализация студентов. На почвенном отделении существуют следующие специализации: генезис почв, география почв, химия почв, физика и мелиорация почв, биология почв, агрохимия и общее земледелие. В послевоенный период в учебные планы были введены спецкурсы, спецпрактикумы и спецсеминары, набор которых устанавливается самой кафедрой. На кафедре почвоведения в течение длительного периода времени читаются следующие специальные курсы: роль низших и высших растений в процессах почвообразования, роль материнских пород в процессах почвообразования, почвенногрунтовые воды, четвертичная геология, замененная в последние годы на курс геоморфологии, спектральный анализ (теория и практика), биохимия почвенного гумуса (практика), почвы мира, качественная оценка и бонитировка почв, учение о микроэлементах, учение о радиоактивности почв, почвы орошаемых районов и др. В 50-х годах в связи с созданием на кафедре уклона «Лесное почвоведение» читался курс лесоводства и лесного почвоведения. По окончании почвенного отделения выпускник получает квалификацию специалиста почвоведа-агрохимика с указанием более узкой специализации по кафедре (генезис почв, химия почв). В послевоенный период кафедру почвоведения окончил 351 человек. Выпускники кафедры и отделения работают в самых различных областях и районах Советского Союза. Значительная часть их идет на работу в систему научных и научно-производственных учреждений Министерства сельского хозяйства, ВИУА, Почвенный институт им. В. В. Докучаева, опытные станции, агрохимлаборатории и др. Часть выпускников работает в системе институтов Академии наук СССР, в системе Министерства мелиорации РСФСР и СССР, в заповедниках, в Министерстве ВиССО СССР и т. д. Наиболее талантливая и перспективная часть студентов, пройдя подготовку через аспирантуру, остается работать на кафедре.
<< | >>
Источник: Добровольский Г.В. (ред.). 200 лет агрономии и почвоведения в Московском университете (1770-1970). 1970 {original}

Еще по теме Педагогическая работа и подготовка кадров.:

  1. Подготовка кадров высшей квалификации.
  2. Педагогическая работа
  3. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ И МЕЛИОРАЦИИ ПОЧВ А. Ф. Вадюнина
  4. О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ В ОБЛАСТИ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ ЗА СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Т. И. Евдокимова
  5. Елагин И. Н.. Агротехника гречихи.— М.: Колос.— 127 с., ил.— (Учебники и учеб. пособия для подгот. с.-х. кадров массовых профессий)., 1984
  6. Подготовка семян к посеву
  7. ПОДГОТОВКА ПЧЕЛ К ЗИМОВКЕ
  8. ПРЕДПОСЕВНАЯ ПОДГОТОВКА СЕМЯН
  9.   ПОДГОТОВКА ПОСУДЫ К АНАЛИЗАМ
  10. Подготовки почвы к игрохимическому анализу
  11. Подготовка почвы
  12. Подготовка питательных сред
  13. ГЛАВА2 . ПОДГОТОВКА ПОСУДЫ И РЕАКТИВОВ 
  14. ПОДГОТОВКА К ОКАЗАНИЮ АКУШЕРСКОЙ ПОМОЩИ
  15. ПОДГОТОВКА К ОКАЗАНИЮ АКУШЕРСКОЙ ПОМОЩИ
  16. Подготовка рассады к высадке в грунт
  17.   ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ КРОВИ К АНАЛИЗУ
  18. ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ
  19. ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ И ПОДГОТОВКА К РОДАМ