<<
>>

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  Обнаружение микроорганизмов,

принимающих участие в превращениях веществ в почве

Занятие 15. 1. Засеять среду с крахмалом почвенной суспензией для выявления амилолитических микроорганизмов.

На следующем занятии выявить на чашках микроорганизмы, гидролизующие крахмал* с помощью реакции с иодом.

Поставить опыт по выявлению пектинразлагающих грибов с использованием метода мацерации растительной ткани (ломтики картофеля). На следующем занятии отметить наличие или отсутствие мацерации картофеля. Поставить опыт по выявлению в почве целлюлозоразлагающих микроорганизмов методом почвенных пластинок и методом получения накопительной культуры на среде Имшенецкого. Через две недели описать разложение клетчатки, промикроскопировав волокна бумаги из зон разложения, и зарисовать. Пронаблюдать за газообразованием в накопительных культурах метанобразующих бактерий и морфологией последних. Посчитать на мембранном фильтре число темноокрашенных гиф и рассчитать биомассу темноокрашенного грибного мицелия на 1 г почвы.

Занятие 16. 1. Произвести посев комочками почвы в ряд пробирок с пептонной водой для выявления аммонификаторов. На следующем занятии пронаблюдать за образованием сероводорода и аммиака в пробирках. Произвести посев из разведений почвенной суспензии в ряд пробирок со средой Гильтая для обнаружения денитрификаторов и количественного учета их методом предельных разведений. На следующем занятии отметить наличие мути, пленок, осадка, изменение цвета среды, появление пузырьков газа в пробирках. Рассчитать количество клеток денитрификаторов в 1 г почвы. Засеять почвой жидкую среду Виноградского для обнаружения нитрификаторов. На следующем занятии проделать реакцию с дифениламином в крепкой серной кислоте для обнаружения азотной кислоты в накопительной культуре. Поставить опыт по обнаружению в почве азотобактера методом комочков. На следующем занятии описать колонии азотобактера, развившиеся вокруг комочков почвы на среде Эшби. Промикроскопиро- вать и зарисовать.

Поставить опыт по обнаружению в почве Clostridium pasteu- rianum. На следующем занятии описать рост его на среде Виноградского. Отметить появление запаха, газа, мути, пены в пробирке. Про- микроскопировать, проделав гранулезную реакцию, и зарисовать.

Занятие 17. 1. Засеять почвенной суспензией (1:10) чашки со средой Менкиной и средой Пиковской для выявления бактерий, разлагающих соединения фосфора. На следующем занятии отметить наличие зон растворения мела и трехкальциевого фосфата на чашках Петри, свидетельствующих о наличии в почве бактерий, участвующих в превращениях фосфора. Поставить опыт по выявлению в почве тионовых бактерий. На следующем занятии проследить за изменениями среды, появлением мути, падением значения pH раствора, появлением сульфатов в среде. Поставить опыт по выявлению сульфатредуцирующих бактерий по методу Штурм. Проследить за образованием на чашках черных точечных колоний сульфатредукторов.

Пронаблюдать под микроскопом клетки железобактерий и рост Metallogenium. Зарисовать клубеньки на корнях бобовых растений и просмотреть под микроскопом фиксированный препарат клеток клубеньковых бактерий.

Микробиологические методы определения

витаминов группы «В» в почве

Занятие 18. 1. Приготовить почвенные вытяжки (1:10) из нескольких образцов почв. Разлить охлажденную среду Ридер в чашки Петри с одновременным глубинным засевом культурами дрожжей, индикаторными на витамины группы «В», и добавкой витаминных смесей. Разложить на чашки стерильные кружки фильтровальной бумаги, смоченные: а) раствором смеси всех витаминов или дрожжевым автолизатом; б) раствором определяемого витамина; в) почвенной вытяжкой; г) дистиллированной водой.

На следующем занятии учесть результаты — отметить зоны стимуляции роста тест-организмов вокруг дисков.

<< | >>
Источник: И. П. БАБЬЕВА, Г. М. ЗЕНОВА. Биология почв. 1983

Еще по теме РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  2. />РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  3. Занятия по исследованию почвенных животных,рекомендуемые во время летней практики студентов
  4. Возделывание озимой пшеницы по занятым парам и беспарыо (приложение 2)
  5. Рекомендуемая литература
  6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
  7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  8. Рекомендуемая литература
  9. Рекомендуемая литература
  10. Рекомендуемая литература
  11. Рекомендуемая литература
  12. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  13. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  14. Список рекомендуемой литературы