Задать вопрос юристу

1-11. Человек - модель эволюции


Как и прежние эволюционисты, главную цель Хэйл видел в объяснении эволюции человека. И человек же был для него главным фактическим примером эволюции, ибо о нем больше всего известно. Конечно, он не выводил человека из животных - Адам был для него одним из «архетипов», сотворенных Богом.
Понять предполагалось лишь разнообразие рас. Точно так же понимал он и эволюцию остальных живых существ, только речь шла не о расах, а о видах.

Основной моделью эволюции стало для Хэйла заселение Америки. Собрав все сведения о путешествиях в Новый свет до Колумба (а мы-то наивно полагаем, что их собрали лишь в XX веке) и допустив наличие в прошлом сухого пути туда из Азии (это нынешней наукой признано), он пришел к выводу, что отличия тамошних людей и животных вызваны «перерывом в сношениях» и накоплением изменений у переселенцев. Примерно так писал впоследствии Дарвин о галапагосских вьюрках.
Более того, в своих рассуждениях о центре творения (Capita specierum), каковой видел в Азии, Хэйл подошел к основной идее биогеографии. От вопросов расселения он, как и многие, естественно перешел к вопросам роста численности, столь волновавшим англичан в дни детства Дарвина и столь актуальным ныне. Он прикидывал, сколь быстро небольшая группа может заселить «пустую» страну, чем предвосхитил знаменитое учение Мальтуса. Беды, снижающие численность людей (эпидемии, голод, войны и междоусобицы, наводнения, пожары) он трактовал как акты высшей воли, как «коррективы», избавляющие мир от «перегрузки».
Заодно он сформулировал такие же «коррективы» в отношении низших животных и отметил, что (хотя те размножаются много быстрее людей) их численность ограничивается их поеданием другими животными, а также «равновесием тепла и холода»; тем самым, он оказался одним из творцов учения о балансе природы - учения, предварявшего нашу экологию. Глядя, как хищники преследуют жертв, Хэйл утверждал «непрерывное вторжение и превосходство более сильных, активных и живучих», в чем некоторые историки видят зачаток идеи борьбы за существование, а с тем - и естественного отбора. Это вряд ли законно, поскольку поскольку здесь нет речи о борьбе между близкими формами (например, между двумя хищниками за жертву или между двумя породами травоядных - за участок). У него нет и того слабого подобия отбора, что было у Эмпедокла и Лукреция. 
<< | >>
Источник: Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции.. 2006

Еще по теме 1-11. Человек - модель эволюции:

  1. 5-10. Экспериментальная эволюция. Модели размножения
  2. Математические модели в генетике популяций и в теории эволюции
  3. 15.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  4. Математические модели в экологии. Модели биогеоценозов
  5. Возможные пути эволюции человека в будущем
  6. Глава IV ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
  7. 16** Нынешняя эволюция человека
  8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ И ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  9. Факторы эволюции и прародина Человека разумного
  10. Была ли эволюция человека постепенной или прерывистой?
  11. Дополнение 10. Мифы, Библия и эволюция человека
  12. 7.6.2. Примеры органогенезов человека, отражающих эволюцию вида