Задать вопрос юристу

Отбор и переработка содержания


Для того чтобы найти оптимальное содержание урока, учитель осуществляет ряд последовательных действий [46]: Устанавливает, насколько содержание материала позволяет решать задачи урока. Подбирает недостающий материал.
Находит оптимальное соотношение между материалом учебника и объяснением учителя. Выделяет из отобранного материала главное. Для этого: а) определяет основную идею урока, б) делит содержание на логически завершенные части, в каждой из которых выделяет основные понятия, в) намечает план (опорный конспект) изложения. Устанавливает связи узловых вопросов содержания с другими уроками (повторение) и с уроками других предметов (межпредметные связи). Приводит материал урока в соответствии с требованиями времени. При необходимости часть справочного и иллюстративно-фактического материала относит для самостоятельной работы учащихся.
Наибольшие трудности в практической работе возникают при определении нужного соотношения между материалом учебника и объяснением учителя, при выделении главного и установлении соотношения между фактами и обобщениями.
Учитель, имея специальную подготовку и систематически занимаясь самообразованием, располагает большим запасом знаний по своему предмету. Многие он хотел бы передать своим ученикам, но ограничен во времени. Возникает проблема отбора содержания к уроку.
Казалось бы, что она может быть решена однозначно в том случае, если учитель будет строго придерживаться учебника. Ведь последний дает учителю ориентир в том минимуме знаний, который должен усвоить ученик. Но, если объяснение совпадает с текстом учебника или будет отличаться от него только последовательностью изложения отдельных частей, то потеряется интерес к предмету и существенно снизятся его воспитательные возможности. А это ведет к потере качества знаний.
Иногда учителя считают, что материал учебника учащиеся могут прочитать дома самостоятельно, а па уроке следует разбирать только то, чего нет в учебнике. И хотя урок получается более интересным, цо теряется логика мысли, потому что не упоминается ряд основополагающих моментов, которые есть в учебнике. Кроме того, ученикам дома приходится объединять материал урока и учебника. Объем работы значительно возрастает. В итоге — потеря качества знаний.
Следовательно, ни дословный пересказ учебника, ни полный отход от него не могут быть признаны правильными. Какова же в таком случае должна быть мера использования содержания учебника на уроке? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно еще раз обратиться к анализу содержания учебного материала.
Не весь материал учебника имеет одинаковую ценность. А соответственно и отношение к нему должно быть разное. В тексте есть основные положения (ключевые понятия). Они обязательно должны быть представлены на уроке и, по возможности, ближе к тексту. Пропуск или перестановка некоторых слов в определениях понятий может исказить их смысл.
Кроме главных мыслей, в тексте можно выделить ряд элементов содержания, которые служат для доказательства основного положения (аргументы). Они показывают, что говорится о главном, и способствуют его усвоению. Этот материал также должен присутствовать па уроке, но уже в свободном пересказе. Возможно привлечение и дополнительных аргументов.

Основные положения текста и аргументы составляют основу содержания изучаемого на уроке материала и обеспечивают его научность.
Остальная часть текста, представленная примерами и дополнениями, создает общий фон содержания темы. От нее зависит эмоциональность излагаемого материала и степень его воспитывающего воздействия. Этот материал может быть очень вариативным. Его желательно излагать не по учебнику.
Объяснение учителя должно охватывать не все содержание учебника, а только его основную часть. Вместе с тем объяснение должно быть шире материала учебника за счет дополнительных аргументов и фактов. Границы между материалом учебника и дополнительным материалом колеблются в зависимости от специфики содержания темы и учебных возможностей школьников.
Итак, приступая к отбору учебного материала к уроку, учитель вычленяет составные части содержания текста учебника и устанавливает между ними связь (см. табл. 11). Соподчинение отдельных элементов знаний не только помогает выявить главное, но и совершенствует логическую структуру материала учебника. Становится очевидной необходимость перегруппировки содержания цо сравнению с текстом учебника.
Выделению главного будут способствовать рубрики программы «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь». Определенную помощь может оказать и сам учебник. Заглавие параграфа, подпараграфов, шрифтовые выделения в тексте несомненно оказывают помощь учителю в этой работе.
Очень полезной для вычленения главного может оказаться работа учителя по определению задач урока, которую он проводил при разработке системы уроков по теме. Например, из текста учебника не всегда видно главное при изучении внешнего и внутреннего строения рыб или их многообразия. Эту работу более успешно помогает проделать таблица 5.
Сортировке учебного материала, установлению логической последовательности его изучения способствуют рекомендуемые в методической печати схемы поэлементного анализа ответов учащихся.
Так, например, при изучении темы «Приспособленность организ-
3 Зак. 376








Таблица 11. Структурирование текста учебника
«Органы растения. Цветок»



мов и ее относительный характер» полезно руковод- ствоваться следующей схемой [47]:
Черты приспособленности организма возникают под влиянием движущих сил эволюции. Особи популяции постоянно изменяются. Между ними происходит внутривидовая борьба, которая способствует выживанию особей с полезными в конкретных условиях изменениями. Полезные в данных условиях наследственные изменения сохраняются отбором, закрепляются в потомстве. В результате размножения полезные наследственные изменения распространяются в популяции. Естественный отбор из поколения в поколение сохраняет особи с полезными наследственными изменениями и устраняет от размножения особи без изменений. Так из поколения в поколение совершенствуются строение и функции организмов, их приспособленность к среде обитания. Примеры из учебника. Примеры на основе собственных наблюдений. Выводы о том, что приспособленность: а) формируется под влиянием естественных причин, а не является результатом «божественного акта творения», как утверждает религия; б) имеет относительный характер: признак, полезный в одних условиях, может стать вредным в других.
Совершенствованию структуры текста и выявлению в нем главного способствует применение метода графов и матриц (см. табл. 3, 4). В качестве главных выделяются те элементы содержания, которые связаны с другими наибольшим числом зависимостей. Конкретные примеры использования этого метода можно найти в работе К. Б. Бутаевой [48].
После того как проведена сортировка учебного материала и выделено главное, определяют, позволяет ли это содержание в полной мере решать сформулирован ные к данному уроку задачи. При этом может возникнуть необходимость в дополнении содержания новыми аргументами и научными фактами, материалами партийных и правительственных постановлений, политех-

пическими, краеведческими, профориентационными, межпредметными сведениями и т. п. Несмотря на важность ряда перечисленных здесь пунктов, этот материал все же следует считать дополнительным. Основной — всегда изложен в учебнике.
Дополнительный материал усиливает связь содержания с жизнью, производственным и природным окружением, увеличивает степень его эмоционального и воспитывающего воздействия. Это придает содержанию актуальный характер и способствует возбуждению познавательного интереса.
Отбор дополнительного материала проводят с учетом данных передового опыта и рекомендаций в методических пособиях. При этом следует соблюдать меру в определении количества дополнительных фактов.
Оптимальной может быть признана такая ситуация, когда после изложения 2—3 фактов их обобщают. Такое количество фактов нужно не только для достаточного обоснования выводов, но и для обеспечения некоторой избыточности информации.
Термин «избыточная информация» условен. Это не лишняя информация. Несовершенство памяти, избранных методов обучения, отвлечение внимания и другие причины не позволяют ученику понять и усвоить на уроке иесь объем знаний, который предлагает учитель. Это заставляет излагать материал не слишком концентрированно, т. е. допускать определенную избыточность предложений, при помоши которых передают содержание. А. М. Сохор считает, что для полноценного понимания материала количество дополнительных предложений должно быть примерно в четыре раза больше, чем базисных, т. е. минимально необходимых для понимания 4Э. Это достигается за счет повторений, достаточного количества примеров, иллюстрирующих излагаемый тезис.
Умеренность в количестве дополнительного материала, незнакомых и абстрактных слов в речи учителя, длине употребляемых им предложений положительно влияет па доступность содержания. Об этом следует помнить, готовясь к уроку. [49]

Результатом работы учителя по отбору и переработке учебного материала является план содержания урока, на основе которого составляется поурочный план. 
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Отбор и переработка содержания:

  1. Глава 9 Переработка пищ
  2. КОРМА, ПЕРЕРАБОТКА КОРМОВ, ПИЩЕВАРЕНИЕ
  3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЛОЖНЫХ УДОБРЕНИЙ, ПОЛУЧАЕМЫХ НА ОСНОВЕ АЗОТНОКИСЛОТНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ФОСФАТОВ[15]
  4. ГРУППЫ ПЧЕЛ, УЧАСТВУЮЩИЕ В СБОРЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ НЕКТАРА
  5. ТИП СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ И ФОРМА СТОЙЛА Привязное содержание
  6. 11.4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
  7. 5-8* He отбор, а расплод
  8. Половой отбор
  9. Отбор экосистем
  10. Теории индивидуального отбора
  11. 4.2. Экспериментальное изучение отбора
  12. Отбор у агамных форм
  13. Индивидуальный и групповой отбор
  14. 12.2.5. Естественный отбор