<<
>>

Подготовка учеников к восприятию нового материала


Прежде чем начать работу по изучению нового материала, нужно постараться сделать так, чтобы ученики захотели и смогли получать новые знания. Этому способствует актуализация опорных знаний и мотивация учения.

Чтобы актуализировать, т. е. сделать действенными опорные знания учеников, проводят повторение и систематизацию сведений, которые будут использованы на данном уроке. Это можно сделать путем индивидуального опроса, фронтальной беседы, выполнения самостоятельной работы с учебником или дидактическим материалом.
Структура деятельности человека может быть представлена рядом взаимосвязанных элементов: цель-gt; мотив содержание деятельности результат. Эта схема показывает, что осознание цели урока становится мотивом учебной деятельности школьника и побуждает его к выполнению учебных заданий, а это в свою очередь приведет и к определенным конечным результатам.
Процесс обучения приобретает целенаправленный характер только в том случае, если педагогически значимая для учителя цель становится значимой и для ученика, который должен точно знать, что ему нужно усвоить, на каком уровне и зачем. Сообщение дели ученикам — это один из способов руководства учением.
Исходя из важности понимания цели учения Я. Скалкова делает следующие выводы методического характера[53] :lt; Любая учебная деятельность ученика должна иметь очевидную для него цель, которую он будет воспринимать как личностно значимую и желанную. Каждая цель должна быть реально достижимой, соизмеримой с возможностями и способностями ученика. Она вселяет в него веру в свои силы, стремление выполнить ее. Доступность повышается при членении цели на понятные части. Для ученика важно иметь возможность судить о том, приближается ли он к цели или удаляется от нее, поэтому учитель должен поощрять даже малейший успех в движении к цели. Цель должна иметь не только учебное, но и общественно важное значение. Социально значимая цель обусловливает ответственное к ней отношение. Цель должна быть перспективной: за частными целями ученику важно видеть главную. Это развивает волевую сферу личности. Цель будет тем более успешно достигнута, чем большим количеством субъективных мотивов она будет стимулироваться.
Среди разнообразных мотивов, которые направляют учебную активность школьников, первостепенное значение имеет воспитание убежденности в необходимости знаний для того, чтобы приносить пользу обществу. Решение этой актуальной задачи протекает тем успешнее, чем у большего количества учащихся удалось возбудить интерес к знаниям.
Познавательный интерес как мотив учения ранее всего осознается школьниками. В его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?». Однако не все новое, что встречается в жизни человека, становится предметом его интереса. Предпочтение отдается важному с точки зрения ученика материалу, тогда он с увлечением им занимается.
Можно выделить несколько ступеней формирования

интереса к биологии как учебному предмету: любопытство, любознательность, познавательный интерес.
На первой ступени внимание учеников привлекает не сущность биологических явлений, а чисто внешние моменты (яркие факты, эффектные демонстрации). Учащиеся могут задавать много вопросов на уроке, но при переходе к теоретическим выводам их активность резко падает.
В дополнительной литературе ищут лишь интересные факты и яркие иллюстрации, не выделяют биологию среди других предметов, их внимание легко переключается. Любопытство со временем может перерасти в любознательность. Проявление ее тесно связано с установкой на выяснение причинных связей изучаемого явления. Ученики выделяют биологию как любимый предмет и стремятся самостоятельно узнать как можно больше об интересующем их объекте. Задают много вопросов и стараются сами найти на них ответы. Любят ставить опыты и охотно помогают учителю. Эпизодически читают дополнительную литературу.
Наличие познавательного интереса проявляется в стремлении к прочному знанию предмета и связано с волевыми усилиями и напряжением мысли. Ученики выделяют биологию как самый любимый предмет и связывают ее изучение с будущей профессией. Активничают на уроках и биологических факультативах. Ищут теоретическое объяснение наблюдаемых явлений, хорошо ориентируются в применении знаний на практике. Любят работы исследовательского характера. Следят за новинками науки и практики.
Один из показателей познавательного интереса — отношение ученика к учебным предметам. Исследования, которые провела Т. И. Шамова во многих школах РСФСР, показали, что биология относится к числу среднепредпочитаемых учениками предметов. По уровню интересности ученики ставят ее в VI классе на седьмое место, в VII — на восьмое, в VIII — на четвертое, в IX — на шестое и в X — на девятое место [54]. Эти данные заставляют серьезно задуматься о том, достаточно ли внимания уделяют учителя биологии проблеме формирования познавательного интереса.

Возбудить интерес к материалу на данном этапе урока можно приданием особой значимости изучаемому и созданием проблемной ситуации.
Например, приступая к изучению водорослей, учитель может сказать: «Мы начинаем изучение растений, которые одними из первых появились на Земле. Они производят около 80 % всех ежегодно создающихся органических веществ и свободного кислорода- Эти растения первыми побывали в космосе и могут стать основным источником пищи и кислорода в длительных космических путешествиях. Их используют для биологической очистки сточных вод и промышленного получения йода». Такое вступление несомненно вызовет желание учеников поближе познакомиться с водорослями.
Психологи считают, что мыслить человек начинает, когда появляется потребность что-либо понять. В такое состояние в начале урока учащихся можно привести, показав, что имеющихся у них знаний недостаточно для объяснения предложенных учителем ситуаций. Это специально организованное учителем состояние затруднения, побуждающее учеников приобретать дополнительные знания, и есть проблемная ситуация. Она создается ради той познавательной деятельности, которая следует за вопросом учителя.
Проблемные ситуации могут создаваться различными методическими приемами. Чаще всего это постановка проблемных вопросов: почему при копке картофеля, прополке работаешь руками, а болит поясница? Почему в кислородные подушки, предназначенные для больных, добавляют углекислый газ? Распространяются ли законы Менделя на организмы, размножающиеся бесполым и вегетативным путями?
Проблемный вопрос в отличие от информационного всегда ставится до изучения соответствующего материала. Он содержит познавательную трудность и в то же время имеет логическую связь с ранее усвоенными понятиями, вызывает чувство удивления и желание пополнить запас знаний.
Для создания проблемных ситуаций не пригоден слишком простой (описательный) и слишком сложный материал. Наибольшие возможности в этом плане имеются при формировании физиологических и экологических понятий. Определенные ограничения в создании проблемных ситуаций накладывает недостаток времени на уроке. Поиски решения проблемы — неэкономичный по времени вид работы. Кроме того, следует учитывать возрастные особенности учеников. Исследования показали, что в V, VI классах проблемный подход в обучении является довольно сложным средством активизации познавательной деятельности учащихся, а поэтому может применяться лишь частично, на отдельных уроках. И только примерно 30—40 % уроков в VIII классе и 40—50 % в IX, X классах может быть построено на основе проблемного подхода [55].
Существенным приемом, организующим последующую деятельность школьников, является сообщение цели и плана изложения содержания. После этого им становится понятным каждый шаг учителя.
Приемы сообщения цели урока могут быть разные. Чаще всего она объявляется вместе с темой. При этом учитель подчеркивает основные знания, которыми должны овладеть школьники на уроке.
Цель и задачи его можно сообщить в виде задания или вопроса, которые создают проблемную ситуацию, или предварительно записать и вывесить в кабинете на стенде «Сегодня на уроке». 
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Подготовка учеников к восприятию нового материала:

  1. Глава 7 ПОДГОТОВКА СЕМЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПОСЕВ СЕМЯН
  2. Зрительное восприятие.
  3. 11-2* Возникновение нового
  4. ОСВОЕНИЕ НОВОГО ЖИЛИЩА
  5. 5. Ученики Четверикова: мутации без отбора
  6. 7. Ученики Четверикова: Балкашина и гомеозис
  7. 6. Ученики Четверикова: творческая роль отбора - что такое?
  8. 8. Ученики Четверикова: Николай Беляев и генетика чудес
  9. Педагогическая работа и подготовка кадров.
  10. ПРЕДПОСЕВНАЯ ПОДГОТОВКА СЕМЯН
  11. Подготовка семян к посеву
  12. ПОДГОТОВКА ПЧЕЛ К ЗИМОВКЕ
  13. Подготовка кадров высшей квалификации.
  14. Подготовки почвы к игрохимическому анализу
  15. Подготовка почвы
  16. Фиксация растительного материала
  17.   ПОДГОТОВКА ПОСУДЫ К АНАЛИЗАМ
  18. Подготовка питательных сред