Задать вопрос юристу

Работа над методической темой


Каждый учитель раз в пять лет проходит подготовку на курсах повышения квалификации. В перерывах между курсами работа по самообразованию регламентируется системой межкурсовых (докурсовых и после- курсовых) заданий.
Тему послекурсового задания учитель выбирает в соответствии со своими практическими нуждами и интересами методической работы школы. Прежде всего отрабатывается то, что пока не получается или получается плохо. Выбор темы послекурсового задания и определяет характер методической работы на ближайшие пять лет.              v
Молодому учителю желательно начинать работу с изучения какого-либо частного вопроса проблемы и сначала применительно к одному разделу предмета. Например, выбрав тему «Методика проведения лабораторных занятий по биологии», он в течение года разрабатывает ее в соответствии с разделом «Растения», затем с разделом «Животные» и т. д. Это дает возможность постепенно накапливать нужный материал и следить за развитием умений учащихся по мере перехода их из класса в класс.
Опытный педагог может разрабатывать тему сразу на материале нескольких разделов предмета. Например, учитель выбрал тему «Технические средства в обучении биологии». В первый год он изучает использование ТСО при изложении нового материала, во второй-—во время самостоятельной работы учащихся, в третий — при повторении и закреплении материала, в четвертый — при проверке знаний учащихся, а пятый год отводит обобщению материала и написанию реферата.
Работа над методической темой носит в известном смысле исследовательский характер. Говоря словами В. А. Сухомлинского, «мы имеем в виду исследование проблем, решенных педагогической наукой, но каждый раз открывающихся перед творчески работающим
И

учителем по-новому, как только он становится посредником между теорией и практикой» [14].
В ходе работы над темой учитель совершенствует умения работать с различными литературными источниками, наблюдать и обобщать опыт, выявлять знания учеников в интересующем его аспекте, обучать школьников по специально разработанной программе, сравнивать свою педагогическую деятельность с описанной в методической литературе, формулировать соответствующие выводы. Все это подымает на более высокую ступень уровень самообразования и профессионального мастерства учителя.
Процесс работы над темой можно условно разделить на несколько этапов. Их перечень и характер работы учителя на каждом можно проследить на примере статьи А. А. Гуревича [15].
Первый этап — выбор темы. В данном случае автор, исходя из общешкольных и личных интересов, выбрал тему «Проблемный подход к изучению темы «Основные группы растений» и связал ее с изучением водорослей.
Второй этап — работа с литературой по избранной теме. Были подобраны и прочтены несколько книг с описанием педагогических исследований по проблемному обучению, а также соответствующие статьи журнала «Биология в школе». В результате был отобран необходимый для работы материал. Он был дополнен из методических разработок кабинета биологии ИУУ. Анализ литературы и конкретного опыта позволил определить направление дальнейшей работы.
Третий этап — определение основных задач исследования и путей их практического решения. Были намечены следующие задачи: Выяснить возможности проблемного обучения на уроках биологии при изучении темы «Основные группы растений».
Вычленить проблемные вопросы в содержании учебного материала по выбранной теме. Установить возможности постановки этих вопросов в различных звеньях учебного процесса (при проверке знаний, изучении нового и закреплении пройденного материала). Разработать методику экспериментальных уроков п провести их с целью проверки целесообразности избранной методики проблемного обучения.
При подготовке к реализации намеченных задач были отобраны два шестых класса — экспериментальный и контрольный.
Четвертый этап — практическая проверка правильности выбранной методики преподавания учебной темы. Уроки в обоих классах проводились по одной схеме с той лишь разницей, что в экспериментальном классе использовалась постановка проблемных вопросов, а в контрольном — нет. Так, на уроке по теме «Многоклеточные зеленые водоросли» в экспериментальном классе учитель, приступая к объяснению нового материала, показывал ученикам кусок тины и спрашивал: «Что представляет собой этот кусочек Зеленой массы?» На вопрос были получены разные ответы. Затем учитель предложил учащимся изготовить из тины препарат, рассмотреть его под микроскопом и зарисовать. При этом было предложено искать ответ на вопрос «Что же все-таки представляет собой тина?».
Результаты проделанной практической работы и ее обсуждение позволили учащимся сделать вывод, что тина — скопление нитчатых водорослей. Затем по рисунку было установлено название водоросли — спирогира.
В контрольном классе вопрос «Что представляет собой тина?» не ставился. Учитель, демонстрируя тину, сам дал название водоросли, а затем предложил рассмотреть готовый препарат.
Дальнейшая работа в обоих классах была одинаковой. В ходе проведения этих уроков сравнивались знания учащихся, активность их на уроках, проявление интереса, желание заниматься в кружке.
Пятый этап — обработка и обобщение собранного материала. Сравнить результаты обучения в экспериментальном и контрольном классах помогли ответы учеников на вопросы анкеты «Что тебе больше всего понравилось на уроках ботаники: а) слушать объяснения учителя, б) участвовать в коллективной беседе,
в)              выполнять лабораторную работу, г) самому искать

ответы, поставленные учителем, д) выполнять работу на сравнение разных растений, е) самому выступать с обобщениями о чем-то новом?». Учащимся нужно было подчеркнуть соответствующий пункт или дать на пего письменный ответ.
Большинству учащихся экспериментального класса понравилось выполнять работу на сравнение, самим искать ответы на вопросы, особенно при выполнении лабораторных работ. В обсуждениях, беседах участвовали 20—25 учащихся экспериментальных классов, 12—15 — в контрольных.
Сравнение показало, что урок, построенный на основе проблемного подхода, способствует развитию познавательной активности, повышению степени самостоятельности учащихся в изучении нового материала. Знания, полученные в самостоятельном поиске, становятся прочнее, качественнее.
Заключительный этап — составление отчета о проделанной работе. Важность этого этапа состоит в том, что в ходе изложения мысли не только формулируются, но и во многом формируются.

<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Работа над методической темой:

  1. Работа над мировой почвенной картой.
  2. 20. Закончим с темой отбора
  3. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  4. Методические исследования
  5. 5.2. Методические основы экспериментов по изучению операций обобщения и абстрагирования
  6. ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО НАД ГУРМАНАМИ
  7. Научный контроль над человеком
  8. Наблюдения над живыми птицами
  9. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
  10. К наблюдениям над млекопитающими в природных условиях
  11. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Наблюдения над движениями артерий при вивисекциях
  12. РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
  13. Ермаков В.А.. ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 98 с., 2008
  14. ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Подтверждение движения и циркуляции крови посредством- наблюдений над сердцем и посредством анатомических исследований