Задать вопрос юристу
 <<
>>

Разработка системы уроков по теме

  Выше были рассмотрены действия учителя по переходу от учебно-воспитательных задач предмета к задачам темы, а от них — к задачам урока. Это методические задачи. Они показывают систему работы учителя над определенными элементами биологического содержания с учетом задач дидактики.

Дидактические же задачи показывают, к чему нужно стремиться на данном этапе обучения. Этот главный признак и положен в основу одной из наиболее удобных в практической деятельности классификаций уроков биологии.
Если на уроке преобладает одна из дидактических задач, то имеют дело с группой специализированных уроков. В нее входят следующие типы уроков: изучения нового материала, применения знаний на практике и формирования умений, обобщения и систематизации знаний, контроля и учета знаний. Такие уроки обычно бывают структурно простыми. В зависимости от преобладающих методов выделяют виды специализированных уроков: лекция, беседа, лабораторная работа, поисковая самостоятельная работа, киноурок, телеурок, репродуктивная самостоятельная работа, практическая работа, экскурсия, семинар, конференция, обобщающая беседа, обзорная лекция, обобщающая конференция, тематический зачет.
Чаще всего учителю биологии, особенно в средних классах, приходится на одном уроке решать несколько дидактических задач. Такие уроки относят к группе комбинированных. Для решения каждой задачи выделяется определенная часть урока. Это делает комбинированные уроки сложными по структуре. Перечень частей комбинированных уроков, таким образом, зависит от решаемых дидактических задач.
В этой группе можно выделить следующие типы комбинированных уроков: традиционный, поэлементный и синтетический [32].
На традиционных уроках весь объем учебного материала прорабатывается по схеме: проверка знаний-gt;- изучение нового материала-*-закрепленпе знаний. В адрес этого типа уроков высказано немало нареканий, но по-прежнему он тверд в своих позициях. По сути дела заслуживает критики не столько сама идея традиционного комбинированного урока, сколько стремление превратить его в единственную шаблонную схему. Подобный тип уроков наиболее пригоден для изучения достаточно цельного описательного материала, имеющего слабую связь с ранее изученным (клещи, древние пресмыкающиеся, гормоны, возникновение жизни).
Если указанная выше схема применяется не ко всему объему изучаемого на уроке материала, а только к одной его части, имеют дело с поэлементным типом урока. Данная схема может повторяться на уроке столько раз, сколько элементов содержания было вычленено в материале урока. Такой тип уроков удобен для изучения громоздкого материала, состоящего из нескольких более или менее самостоятельных частей, при слабой связи с ранее изученными темами (многообразие животных, инфекционные заболевания, главные направления эволюции).
Есть темы, где громоздкий разнородный материал имеет тесную связь с ранее изученным. В этих случаях удобен синтетический урок, в котором отдельные элементы познавательного цикла тесно переплетаются и настолько проникают друг в друга, что их трудно отграничить. Так, объяснение сливается с проверкой знаний, а они в свою очередь — с применением знаний и т. д. Используя синтетический тип урока, изучают особенности строения земноводных, пресмыкающихся, внутреннее строение птиц, млекопитающих.

Для традиционного, поэлементного и синтетического типов комбинированных уроков характерно наличие неполного познавательного цикла, что затрудняет выполнение требования «учить на уроке». Поиски выхода из этого затруднения привели к созданию «эталонной» модели урока, которую можно рассматривать как самостоятельный тип комбинированных уроков [33]. Наиболее важной его особенностью является осуществление на уроках полного цикла познавательной деятельности, который охватывает только главные элементы содержания. Это дает возможность усваивать главное на самом уроке и существенно разгрузить домашнюю работу учеников. Применение уроков этого типа наиболее целесообразно в средних классах при изучении материала, требующего объяснения, установления причинно-следственных связей. Сюда относится учебный материал с преобладанием экологических, физиологических и эволюционных понятий (приспособленность, размножение и развитие, происхождение животных и др.).
Комбинированные уроки каждого типа, как и специализированные, могут отличаться друг от друга преобладающим методом обучения.
Анализ работы учителей биологии показывает, что в их практике нет уроков, которые не предусмотрены данной классификацией. Она может показаться несколько громоздкой, но представленная разнообразием типов, видов и вариантов уроков, поможет избежать шаблона в их построении и сделать процесс обучения более эффективным.              '*
От правильного установления типа урока зависит его структура и методика. Уроки одного типа имеют не только общие дидактические задачи, но и схожую структуру. Все уроки темы связаны между собой и образуют систему.
Установив характерные особенности уроков разных типов, видов и вариантов, можно приступить к составлению матрицы системы уроков. Для темы «Класс Рыбы» она будет иметь следующий вид (см. табл. 8).
Интересный подход к созданию системы уроков для старших классов применил учитель химии Н. П. Гу- зик[34]. Его комбинированная система включает пять типов уроков: 1) общий разбор темы, 2) комбинированные семинарские занятия, 3) обобщение и систематизацию знаний, 4) межпредметное обобщение материала, 5) практикумы.
Урок общего разбора темы включает три части: лекционную (5—7 мин), главную (до 30 мин) и заключительную (7—10 мин). В лекционной части учитель излагает основополагающий материал в виде расширенного плана с небольшими комментариями. Выде-

Номера и темы уроков

Тип и вид урока

1. Среда обитания и

«Эталонный» с преобладанием практи-

внешнее строение рыб

ческих методов

2. Скелет и муску-

Синтетический с преобладанием нагляд-

латура рыб

ных методов

3. Внутреннее стро-

Синтетический с преобладанием прак-

ение рыб

тических методов

4. Нервная система,

Синтетический с преобладанием ело-

органы чувств и пове-

весных методов

дение рыб

«Эталонный» с преобладанием нагляд-

5. Размножение и

развитие рыб

ных методов

6. Многообразие

Поэлементный с преобладанием словес-

рыб. Общая характе-

ных методов

ристика класса

Традиционный с преобладанием словес-

7. Хозяйственное

значение и охрана рыб

ных методов

ляет главное в изучаемом содержании. Затем следует подробное объяснение. Здесь учитель стремится выяснить сущность изучаемых вопросов, установить связь с ранее изученным, проводит необходимые демонстрации. В конце урока еще раз повторяет содержание в виде кратких выводов и отмечает, что учащиеся должны записать в тетрадях. Таким образом, на одном уроке учитель трижды объясняет материал. Объем материала, который рассматривается на одном уроке общего разбора темы, соответствует 5—7 обычным урокам. В конце урока учитель дает ученикам список литературы по теме, включая и параграфы учебника. Эти уроки учат выбирать главный материал.
Комбинированное семинарское занятие включает три части: вступительную (до 7 мин), обучающую (до 25 мин) и контролирующую (12—15 мин). Во вступительной части учитель знакомит с программой семинара, дает советы по организации труда на данном уроке и, если есть необходимость, проводит общую консультацию по материалу темы.
Обучающая часть семинара представляет собой самостоятельное изучение учебного материала, прежде всего по учебнику. Направляют работу заранее разработанные, тщательно продуманные учителем диффе-

ренцировагшые программы разной степени сложности. Их три типа: «А», «В», «С».
Задания программы «С» репродуктивны и требуют применения знаний по образцу. Их должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе. Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень творческого применения знаний. Задания программы «В» занимают промежуточное положение.
Учитель проецирует через кодоскоп задания на экран, учащиеся выбирают одно для работы. Задания составлены так, что в учебнике на них нет готовых ответов. В то же время именно в нем содержится материал, осмысление которого помогает ученику в выполнении задания. Но это требует не простого чтения, а изучения, свободной ориентации в тексте и обобщения информации, содержащейся в учебнике. Таким образом, основная работа по изучению материала проходит на уроке.              v
В конце каждого урока-семинара учащиеся самостоятельно, уже не обращаясь к учебнику, письменно выполняют проверочные задания по выбранной ими программе. Часть учеников отвечают устно. И в том и в другом случаях выставляются оценки. Так осуществляется текущий контроль знаний.
Сделать обучение воспитывающим помогают девизы уроков-семинаров. Это теоретические положения, раскрываемые на конкретном учебном материале. Вот некоторые из них: «Чтобы познать, нужно научиться наблюдать»; «Все познается в сравнении»; «Обобщение устанавливает закономерность, открытую среди всех возможных наблюдений»; «Служение насущным проблемам практики — цель науки»; «Любить свой родной край — это значит беречь его природу, умножать его богатства». Самостоятельная работа убеждает учащихся в правильности такого рода идей и активно формирует мировоззрение школьников.
Уроки обобщения и систематизации знаний Н. П. Гузик называет еще уроками тематического зачета. Они состоят из обучающей (до 15 мин) и контролирующей части (30 мин). В первой части урока учащиеся с помощью учителя вновь разбирают основные вопросы темы. Во второй части — письменно отвечают па серию вопросов, решают задачи. Здесь задания даются одинаковые для всех. Каждый ученик работает самостоятельно и ему выставляется зачетная оценка по теме. Деление урока на обучающую и контролирующую части очень условно, так как вопросы и задания зачетной работы составлены так, что требуют не простого воспроизведения усвоенного, а обобщения и систематизации полученных знаний.
Уроки межпредметного обобщения и систематизации знаний (защита тематических заданий) состоят из вступительной беседы (до 5 мин), защиты проектов учащихся (до 35 мин) и подведения итогов (до 5 мин). Во вступительной части учитель знакомит с проектами, представленными на защиту, и с порядком защиты.
Суть защищаемых проектов состоит в самостоятельном решении практических проблем с использованием полученных на уроках знаний. Задания носят творческий межпредметный характер. Их выполняют вне уроков, заменяя традиционную домашнюю работу по предмету.
Для выполнения тематического задания (проекта) все ученики класса добровольно делятся на группы по 6 человек. Каждый выполняет свою часть задания. Группа систематически собирается для обсуждения хода работы.
Защита тематического задания напоминает защиту дипломных работ в вузе. Руководители групп кратко отчитываются о проделанной работе, опираясь на схемы, таблицы, рисунки. Итоги защиты подводит учитель, который консультировал подготовку проектов и хорошо знает сильные и слабые стороны каждого из них.
Практические и лабораторные уроки имеют традиционную структуру. Часть лабораторных опытов учитель вводит в уроки-семинары, где они становятся одним из источников новых знаний.
Таким образом, комбинированная система организации учебно-воспитательного процесса дает возможность ученику многогранно, на различных уровнях познания поработать над учебным материалом. Решение сложных учебных задач не замыкается в рамках одного урока, а пронизывает в конечном счете последовательно всю систему. В основу ее положена самостоятельная работа ученика на уроке.

Номера и темы уроков
Типы уроков (по Н. П. Ту-
зику)



Возникновение приспособлений Критерии вида. Популяция — единица эволюции Микроэволюция. Макроэволюция Двужущие силы и результаты эволюции Практическое приложение эволюционного учения (селекция организмов, разработка новых агро- и зоотехнических приемов, использование приспособлений живых органзмиов в бионике, сохранение многообразия видов и их рациональное использование)
На таблице 9 сделана попытка применить комбинированную систему Н. П. Гузика к изучению темы «Эволюционное учение».
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988 {original}

Еще по теме Разработка системы уроков по теме:

  1. ПОЧВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УДОБРЕНИЯ ПЛОДОВЫХ И ЯГОДНЫХ КУЛЬТУР
  2. РАЗРАБОТКА ИНФРАСТРУКТУРЫ
  3. Разработка проблем макроэволюции
  4. 2.2.1. Разработка алгоритма диагностики Malassezia-инфекций животных.
  5. Разработка метода, определения остаточных количеств препаратов. 
  6. Разработка твердыхпрепаративных форм биопрепаратов
  7. VI. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ЗАЩИТЫ ЛОШАДЕЙ ОТ ГАСТРОФИЛЕЗА
  8. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННОГОПРОИЗВОДСТВАБИОПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ БАКТЕРИЙ-АНТАГОНИСТОВ
  9. Разработка биохимических основ учения о питании. Открытие витаминов
  10. Глава 8 ПОНЯТИЯ О СИСТЕМЕ УДОБРЕНИЙ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УДОБРЕНИЯ В СЕВООБОРОТЕ
  11. ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПОДСТИЛОЧНОГО НАВОЗА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УДОБРЕНИЯ Основы системы удобрения
  12. Ценотическая система Ценотическая система — что это такое?
  13. Система полива
  14. 14.6. ИНТЕГРИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ
  15. 14.4. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
  16. УСТОЙЧИВОСТЬ БОЛОТНЫХ СИСТЕМ
  17. Система освещения
  18. Физиология вегетативной нервной системы