Задать вопрос юристу

Самообразование учителяв процессе подготовки урокови воспитательных мероприятий

  В первые годы самостоятельной работы учителя особое внимание уделяют подготовке к очередным урокам. Между самообразованием и подготовкой к урокам устанавливается тесная связь, эти процессы сливаются в один.
Темы очередных уроков на этом этапе в основном определяют содержание самостоятельной работы учителя.
В этот период в самообразовании преобладает работа с книгой — основным рабочим инструментом учителя. По подбору книг в личной библиотеке учителя можно в известной мере судить о степени его подготовленности к работе, интеллектуальном уровне и внутреннем мире.
Педагог по призванию начинает комплектовать свою библиотеку еще со студенческой скамьи и продолжает это дело всю жизнь.
Для успешных занятий со специальной литературой полезно знать рациональные приемы работы. Знакомство с книгой начинают с беглого просмотра титульного листа, аннотации, оглавления, введения, заключения, иллюстраций, таблиц и справочного аппарата. Предварительный просмотр даст возможность судить о ее цели, плане построения содержания и соотношении отдельных частей. Потраченные на предварительный просмотр 10—15 мин сохранят время при дальнейшей работе, облегчив понимание и увязку отдельных вопросов в одно целое. Если учитель обнаружил важный для себя источник, то приступает к его основательной проработке.
Если книга или статья находятся в личной библиотеке учителя, следует читать с карандашом в руках, делая пометки в тексте и па нолях. Это может быть подчеркивание, обведение главных положений, расчленение и нумерация частей текста, запись па полях своего отношения к прочитанному. Такая обработка дает громадную экономию труда и времени, облегчая дальнейшую работу с текстом. При работе с чужой книгой следует прибегать к длинным закладкам с соответствующими пометками на уровне нужного текста.
К глубокому обдумыванию прочитанного побуждают различные виды записей: выписки, библиографическая справка, аннотация, план, тезисы, конспект. Ведение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом». Иначе вся огромная масса собранного материала просто забудется.
В процессе работы над литературными источниками следует бороться с соблазнами принимать на веру все, что пишет автор или запоминать лишь то, что соответствует собственным мыслям. Для преодоления таких склонностей необходимо сопоставлять прочитанное с другими точками зрения и научиться критически анализировать материал.
В этот период происходит быстрое накопление материала к урокам. Когда первые разработки уроков уже составлены, встает проблема правильного комплектования и хранения собранного материала.
Опытные учителя в соответствии с требованиями НОТ обычно имеют набор папок по каждой теме школьной программы.
В каждую папку помещают прежде всего вырезки из газет, научно-популярных и методических журналов с указанием названия, года и номера издания. Это наиболее целесообразный метод хранения материалов периодической печати.
В эти же папки помещают соответствующие теме выписки из литературных источников и записи, сделанные на лекциях, семинарах, конференциях. Главное правило при этом — оформлять материал так, чтобы он мог быть использован в будущем без дополнительной обработки. Наиболее рациональной с точки зре- пия НОТ признана система записей на карточках[9]. Это могут быть стандартные перфокарты К-5 (207Х Х147 мм), К-6 (148X105 мм) или соответствующие им листы плотной бумаги.
Существует несколько общих правил заполнения карточек: 1. На каждую из них заносят только один самостоятельный вопрос. Большое количество вопросов на одной карточке затруднит ее классификацию и использование. 2. Запись делают только на одной стороне. Это облегчает поиск информации. Для больших текстов применяют сложенные вдвое или втрое листы бумаги. 3. Записи должны быть предельно краткими и выразительными. Отдельные виды записей выделяют цветом. 4. Карточка должна содержать номер или шифр, указывающий ее место хранения и библиографические данные источника информации.
Карточки обеспечивают большую подвижность материала, что имеет особое значение при подготовке уроков, докладов, рефератов. Можно многократно передвигать материал до тех пор, пока он не станет на нужное место. Карточками удобно пользоваться еще и потому, что небольшой объем информации позволяет «схватить» его сразу, без длительной проработки.
Такая система накопления и хранения материала дает возможность вести подготовку к урокам в течение всего времени, непрерывно. Она расширяет возможности самообразования, так как позволяет постоянно обращаться к новым источникам знаний, без больших затрат труда дополнить или заменить имеющийся материал.
Подобным же образом комплектуется материал к факультативным занятиям и внеклассной работе. Для материалов общеметодического характера полезно иметь самостоятельную серию папок: воспитание в процессе обучения биологии, политехническое образование и профориентация, экологическое образование и охрана природы, формирование знаний и умений, методы обучения, средства обучения, проверка и оценка знаний и т. п.
В результате такой целенаправленной и постоянной работы хаотический набор фактов постепенно пре- нргиц.'штси п стройную систему, своего рода «домашнюю энциклопедию». Это существенное дополнение к личной библиотеке учителя.
<< | >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988

Еще по теме Самообразование учителяв процессе подготовки урокови воспитательных мероприятий:

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОТИВОПАРАЗИТАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  2. Планирование профилактических мероприятий.
  3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ КОМАРОВ И ИХ УНИЧТОЖЕНИЮ
  4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ
  5. ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ АБОРТАХ
  6. ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ АБОРТАХ
  7. Подготовка семян к посеву
  8. 6.1. Профилактические мероприятия при гастсрофилеге лошадей.
  9. ПОДГОТОВКА ПЧЕЛ К ЗИМОВКЕ
  10. ЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЭЛЕКТРОТЕРАПИИ
  11. ЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЭЛЕКТРОТЕРАПИИ
  12. ПРЕДПОСЕВНАЯ ПОДГОТОВКА СЕМЯН
  13. Подготовка кадров высшей квалификации.
  14. Педагогическая работа и подготовка кадров.
  15. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ
  16. Подготовки почвы к игрохимическому анализу
  17. ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА АГРОМЕЛИОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ
  18. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
  19. Профилактические и лечебные мероприятия в животноводческих комплексах в специализированных хозяйствах промышленного типа