Задать вопрос юристу
 
>>

ВВЕДЕНИЕ

  Одной из основных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания, обеспечение более высокого научного уровня преподавания. Качество обучения и воспитания школьников в значительной мере зависит от того, как проводится урок — основная форма учебной работы в школе.
Перестройка процесса обучения вызывает необходимость совершенствовать и сам урок.
Трудно найти учителя, который оставался бы равнодушным к качеству своих уроков. И если дело идет хорошо, говорят, что учитель работает, как артист. Действительно, от творческой индивидуальности и артистизма учителя зависит многое. Но, отдавая должное этим существенным компонентам работы учителя, нельзя не отметить, что артистизм и на сцене, и на уроке — плод длительной, кропотливой подготовительной работы. Успехи и неудачи урока зависят от качества предварительной подготовки, где закладывается фундамент будущих результатов.
Подготовка урока — сложное дело даже для опытного учителя. Главные затруднения связаны с умением правильно определять цели урока, отбирать и «перерабатывать» содержание учебного материала, сочетать между собой средства и методы обучения, намечать оптимальную структуру урока.
Причины этих затруднений М. И. Махмутов [1] видит в следующем. Во-первых, изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Теперь на уроке больше

«перерабатывается» учебного материала, чем раньше. А дидактика еще только разрабатывает структуру урока, которая отражала бы эти изменения. Во-вторых, научная организация труда (НОТ) еще не вошла в практику школы. Учитель часто не успевает тщательно готовиться ко всем урокам и проводит их на разном уровне. Поэтому, несмотря на успехи в отдельных уроках, ему не удается достичь хорошего результата в своей работе в целом. В-третьих, дидактика еще не предложила методики глубокого анализа содержания учебного материала, способов изменения его структуры в зависимости от цели урока, способов выбора правильного метода обучения в зависимости от содержания. В-четвертых, изложение материала в учебниках остается, как правило, информационным. Учитель должен формулировать его в виде обобщенных «блоков», проблемных вопросов и задач.
Подготовка к уроку — самая трудоемкая часть работы учителя. При добросовестном отношении'к делу даже опытные педагоги тратят на подготовку одного урока около двух часов. Затраты времени при этом зависят не только от отношения к делу, но и от сложности материала и умения рационально организовать свой труд.
В распоряжении учителя есть много общепедагогических и методических публикаций об уроке. Но в силу сложившейся практики теоретические положения дидактики излагаются обычно в общем виде без их конкретизации применительно к преподаванию отдельных предметов, а тем более к проведению отдельных уроков по предмету. Совершенно справедливы слова Ю. Л. Львовой: «Необозримо море методических разработок уроков и их систем! Но пока еще мало и скупо написано о том, как готовит учитель эти интересные, логичные и эффективные уроки. Где, когда, как узнает весь объем и трудность подготовки урока будущий или молодой учитель?» [2]
В данном пособии предпринята попытка конкретизировать общие дидактические положения и указания НОТ применительно к подготовке современного урока биологии. Здесь нет готовых рецептов. Примеры не

должны рассматриваться как образцы для слепого копирования. Методические рекомендации не обязывают делать только так, как в них сказано. Они призваны помочь разобраться в вопросе. «Сочинить такой рецепт или такое правило... которое бы годилось на все случаи,— писал В. И. Ленин,— есть нелепость. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться» [3].
Изучение передового опыта учителей биологии убеждает в том, что только определенная система в подготовке к урокам (самообразование учителя, подготовка к учебному году, изучению темы, очередному уроку) может обеспечить высокий уровень как отдельных уроков, так и всего учебного процесса.

| >>
Источник: Конюшко В. С.. Как подготовить урок биологии: Пособие дляучителя. 1988 {original}

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Способы введения препаратов
  2. Способы введения препаратов
  3. Внутрибрюшинное введение
  4. Внутрикостные введения.
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. МЕТОДЫ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  8. Введение
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11.  Введение
  12. Введение
  13. Введение
  14. ВВЕДЕНИЕ
  15. ВВЕДЕНИЕ
  16. Введение
  17. ВВЕДЕНИЕ
  18. Введение
  19. ВВЕДЕНИЕ
  20. ВВЕДЕНИЕ