<<

Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но есть одна область...

Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но есть одна область, о которой еще мало говорят: лошадь служит воспитанию доброты, которая, как писал замечательный советский педагог В. А. Су-хомлинский, "должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление".

И каждый раз, думая об этом, я вспоминаю...

...Это была удивительно красивая лошадь — высокая, сильная, с длинной, светлой, расчесанной гривой.

Она стояла у забора. А в узкой длинной телеге, в которую была впряжена лошадь, сидели мальчишки лет семи-восьми. Я остановил машину и подошел к ребятам. Разговорились. В разговоре, между прочим, я предложил им поменять лошадь на машину. Ребята сказали, что лошадь не их, а дедушки Вити. Я ответил, что дождусь дедушку Витю и поговорю с ним. Мальчишки загрустили: они поняли, что дедушка Витя может не устоять перед таким предложением. Тем более что я привел множество доказательств в пользу машины. И вдруг лицо одного из мальчишек прояснилось. Он поднял голову и сказал, что лошадь все-таки лучше машины. А на вопрос "почему?" ответил: "Ее можно погладить" — и улыбнулся такой счастливой и доброй улыбкой, что ни возражать, ни спорить я уже не стал. Да и как можно поспорить с этим?

Да, конечно, у меня были убедительные аргументы. И в частности, то, что на лошади до Москвы от Можайска (а дело происходило на окраине этого города) не скоро доедешь, на машине же доберешься быстро. Конечно, для поездки из Можайска в Москву я все-таки предпочту машину. Сердце машины — мотор — неутомимо. Оно стучит четко и ровно, разве сравнится с ним сердце лошади? Конечно нет, конечно, в соревновании на выносливость и неутомимость сердце лошади не выдержит конкуренции с мотором.

И поэтому всюду, где нужна только сила, только неутомимость, только быстрота, машины вытеснили лошадь.

Но у сердца есть одно огромное неоспоримое преимущество перед мотором: оно живое, оно бьется, оно способно сжиматься от страха и боли, способно учащенно биться от радости. (И если это еще не доказано окончательно в отношении лошадей, то безусловно будет доказано.) Сердце лошади способно любить. Вот почему там, где нужна не только сила, неутомимость, быстрота, человек предпочитает машине лошадь...

...Они идут по узким горным тропинкам. С одной стороны каменная стена, с другой — бездонная пропасть. Осторожно ставя копыта, чутко прядая ушами, идет лошадь там, где не пройдет ни один самый даже совершенный вездеход. Но даже если бы такой вездеход и был бы сконструирован, им надо управлять. И управлять с большим мастерством. А это не всякому дано. Лошадью здесь управлять не надо — она сама соблюдает предосторожности, стремясь обеспечить безопасность не только себе, но в первую очередь человеку.

Лошадь в горах — частный случай. Но таких "частных случаев" очень много. И не только в горах.

В степях, кажется, не требуется дорог, хороший автомобиль-вездеход может идти напрямую, если надо перевезти груз или человека. Люди оценили эти качества машин. Но какой вездеход заменит пастуху верную лошадь? Она повинуется малейшему приказанию, а главное— человек доверяет ей.

И если не доверять лошади, не чувствовать ее около себя, не знать, что рядом бьется преданное сердце друга, трудно, очень трудно пришлось бы геологам и геодезистам, пробирающимся по узким таежным тропам. Да только ли им? Огромные пространства на нашей земле еще покрыты густыми и труднопроходимыми лесами. И, отправляясь в эти дебри, люди уверенно чувствуют себя рядом с лошадьми. Дело не только в транспорте — верный друг человека сам способен найти дорогу к дому, выбрать правильное направление, если человек сбился с пути, доставить всадника или повозку к человеческому жилью, если с хозяином случилось несчастье.

Но все это, так сказать, исключительные условия. Но вот люди вдруг поняли, что даже в обычных условиях лошадь нередко оказывается удобнее, чем автомобиль. И не случайно же в колхозах, совхозах, на фермах наряду с новой техникой появляются и новые лошади. Не случайно же в нашей стране принято правительственное постановление об увеличении поголовья лошадей. Конечно, на улицах больших городов лошади трудно. Да и не нужна она здесь. Но ведь города — это еще далеко не все.

В городах стоят неподвижные лошади — монументы. Это и клодтовские кони (кстати, копии скульптурной группы, стоящей сейчас в Ленинграде на Аничковом мосту, стоят и в Неаполе, и в Берлине), это и многие другие скульптуры — символические памятники лошадям.

Есть и более конкретные памятники лошадям. Например, во дворе конезавода в венгерском городе Боболне стоит прекрасный памятник лошадям, павшим на полях сражений. "Верному боевому товарищу", — написано на цоколе.

Есть памятники и отдельным лошадям. Так, в Москве, на Выставке достижений народного хозяйства у входа в павильон "Коневодство" стоят памятники знаменитому Символу и не менее знаменитому Квадрату.

На территории конезаводов в нашей стране установлены памятники рысакам Улову, Отбою — многократным чемпионам и рекордсменам.

Конечно, хорошо бы поставить памятник и безымянной рабочей лошади-кормилице. Может быть, такой памятник когда-нибудь и поставят люди.

Но главное то, что лошадь живет на земле и служит человеку в эпоху мощных моторов, которые не могут заглушить негромкий стук верного сердца четвероногого друга.

<< |
Источник: Портал "ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ". Сердце и мотор (лирическое отступление). 2010

Еще по теме Во многих областях служила и служит лошадь человеку. Но есть одна область...:

  1. ИХТИОФАУНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  2. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  3. АККУМУЛЯЦИЯ УГЛЕРОДА В БОЛОТАХЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
  4. Травмы в области глазницы.
  5. БИОРАЗНООБРАЗИЕ ФЛОРЫ БОЛОТ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  6. Телепортация: из области фантастики – в реальность
  7. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ВИДОВ РЫБ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  8. Область зимне-зеленых лесов средиземноморского климата
  9. БОЛОТНЫЕ ЗЕМЛИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИИХ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
  10. МИГРАЦИЯ И АККУМУЛЯЦИЯ СОЕДИНЕНИЙ КРЕМНИЯВ АРИДНЫХ ОБЛАСТЯХ
  11. О ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОИЗВОДСТВЕ ГИДРОЛЕСО-МЕЛИОРАТИВНЫХ РАБОТ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
  12. Приложение 1 Клиттические особенности областей Украины
  13. МАСШТАБЫСОВРЕМЕННОГО ЗАБОЛАЧИВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГОФОНДА ЛЕНИГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
  14. НЕЙТРАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ И ДАЛЬНЕ-НЕРИТИЧЕСКИЕ ПОПУЛЯЦИИ
  15. СУБФОССИЛЬНЫЕ ПАНЦИРНЫЕ КЛЕЩИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
  16. КЛАССИФИКАЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕРЕСУРСОВ БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
  17. Змеи южных областей СССР и тропических стран
  18. ЗАПАСЫ УГЛЕРОДА В ТОРФЯНЫХ ЗАЛЕЖАХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
  19. ВЛИЯНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВИДОВОЕРАЗНООБРАЗИЕ ЧЕРНООЛЬХОВЫХ СООБЩЕСТВЗАПОВЕДНИКА «ВОРОНИНСКИЙ», ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ